Инновационная площадка

Заявка на признание образовательной организации региональной инновационной площадкой

Рабочая программа по искусству России для учащихся 5-9 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по искусству России

для учащихся

5-9 классов

Учитель: Ульчугачева Нина Николаевна

 

Введение

Воспитательный процесс не является простой суммой слагаемых элементов, в нём формируется целостная личность. Но основным и главным, ведущим в этом комплексе, является духовно-нравственное воспитание. Это значимый и самый сложный компонент всей воспитательной системы. В деятельности и общении создаются многообразные отношения человека к миру, к людям, характеризующие его нравственные устои. В любой деятельности человеком осмысливаются и переживаются свои поступки и поступки других, создаются разные отношения к людям, к деятельности, к собственному поведению.

Нравственность – это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Из социального назначения человека вытекают задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения:

1) последовательно приобщать детей и подростков к нравственным нормам общества;

2) формировать положительный нравственный опыт самих детей;

3) направлять их сознание, чувства, поведение на овладение и реализацию принципов морали;

4) формировать нравственный облик личности.

Сложность решения задач духовно-нравственного воспитания состоит в том, что в образ облика современного человека нашего общества входит широчайший круг моральных качеств, определяющих его отношение к обществу, к людям, к самому себе. Содержание нравственного воспитания в школе включает в себя: воспитание нравственных качеств (таких как патриотизм, гражданственность), формирование нравственного сознания (например, «Большая часть преступлений и безнравственных поступков, — писал Добролюбов, — совершается по невежеству, по недостатку здравых понятий о вещах…»), нравственных чувств (таких как сострадание), воспитание нравственного поведения (побуждения нравственных поступков ребенка, которые характеризуют его отношение к обществу, людям, к себе), мотивация поведения, нравственной направленности личности, а также привычек нравственного поведения.

Главное в решении задач духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы и принципы, и правила морали нашли своё воплощение в поведении школьника и в его поступках. Особое место в системе духовно-нравственного воспитания занимают нравственные привычки – эти полезные для общества и коллектива устойчивые формы поведения должны стать потребностью человека и совершаться в любых ситуациях и условиях. Воспитание нравственных привычек, по мнению Ушинского, процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения.

Пояснительная записка

Идея воспитания искусством человеческого в человеке не нова. Человек всегда пытался приобрести устойчивую духовность с помощью искусства, но как эта идея реализуется в широкой практике? Обычно: механически, общеобразовательная школа наполняется предметами эстетического цикла. Но эстетический «уклон» — это не решение проблемы в целом. Насыщенность школы художественной деятельностью только создает базу для развития личности средствами искусства. Для достижения цели необходим единый подход, единство принципов и методов, а также культурная основа процесса воспитания.

Такой основой формирования у школьников гармонического отношения к миру и ключом к решению многих острых проблем современных педагогов стало возрождение во многом утраченных традиций культуры своего края, района, страны. Практика показывает, что именно культурные традиции позволяют сохранить человеческие устои в человеке, создать «фон», благотворно влияющий на развитие личности школьников.

Вся программа по Искусству России имеет спиралевидный принцип восхождения…

Продолжение документа

Программа взаимодействия Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Жеблахтинская средняя школа» и Церкви Трёх Святителей Великих Ермаковского прихода в сфере образования и культуры (для учащихся и родителей)

ПРОГРАММА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Жеблахтинская средняя школа» и

Церкви Трёх Святителей Великих Ермаковского прихода

в сфере образования и культуры

(для учащихся и родителей)

Пояснительная записка.

Сегодня мы должны констатировать, что все усилия светской школы, к сожалению, не приносят ожидаемых результатов – нравственное состояние общества без духовной помощи Церкви ухудшается.

Наше Российское государство признаёт, что Церковь является одним из важнейших социальных институтов, оказывает существенное влияние на формирование духовных, культурных и национальных основ русского народа, что именно взаимодействие государства с церковью может стать важным фактором общественной стабильности, гражданского единства и мира на нашей земле. А главное, духовно-нравственные принципы, воспитываемые Церковью, помогут спасти наших детей, наше будущее.

Одним из приоритетных направлений сотрудничества государства и Церкви являются общественная нравственность, воспитание и образование, культура и творческая деятельность.

На основании соглашения с настоятелем Ермаковского прихода Церкви Трех Святителей Великих была составлена Программа взаимодействия Жеблахтинской средней школы с православной Церковью Трех Святителей Великих в сфере образования и культуры, которая позволила объединить воспитательные функции школы и православного прихода Ермаковской Церкви Трех Святителей.

Продолжение документа

Проект программы по дополнительному образованию «Школа русской словесности» для учащихся 5-11 классов

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ

по дополнительному образованию

«Школа русской словесности»

для учащихся

5-11 классов

Руководитель: Ульчугачева Нина Николаевна

Во все времена и у всех народов искусство художественного слова благотворно влияло на человека. Самые светлые и смелые мысли, самые красивые поступки, вечно побеждающее добро – всё это составляет главный смысл художественной прозы и поэзии.

Много изменений произошло в духовно-нравственной жизни современной России, однако тяга человека к прекрасному (особенно в детском возрасте) не ослабла, не изменилась.

Детям, увлеченным литературным творчеством, нужна профессиональная помощь и поддержка; нужна особая образовательная среда, и среда общения, способствующая опережающему развитию одаренных детей, раскрепощению интеллектуальных и творческих способностей.

Вполне естественно, что пишущие дети, прежде всего, обращаются к своим школьным учителям. Специфика литературного творчества, особенно поэтического, требуют вмешательства профессионала, знакомого со всеми тонкостями данного вида искусства. «Таланты – стратегический потенциал страны», их поддержка – актуальная проблема современности. Считая данный социальный заказ насущным, жизненно приемлемым, на базе Жеблахтинской средней общеобразовательной школы работает школа русской словесности, содействующая популяризации русского литературного языка под руководством Марины Олеговны Саввиных, главного редактора международного журнала для семейного чтения «День и Ночь».

Общие положения.

Школа осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими документами:

— Закон Российской Федерации «Об образовании»;

— Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;

— Настоящее Положение о Школе русской словесности.

Школа руководствуется в образовательной деятельности:

— Районной целевой программой «Одаренные дети»;

— Программой «Гражданско-нравственное воспитание школьников».

Обучение в Школе бесплатное.

Концепция. Цель. Задачи Школы.

В основе концепции Школы лежат идеи

— личностно-ориентированного подхода в работе с одаренными детьми;

— уважения и признания индивидуальности детского литературного творчества;

— создания творческой среды общения, профессиональной помощи одаренным детям.

Цель создания Школы – способствовать всестороннему развитию детского литературного творчества, поддержка талантливых детей.

Задачи:

— создание условий для личностного роста, раскрытия талантливости, одаренности в области литературного творчества и сохранения индивидуальности каждого ребёнка;

— методическая поддержка и творческое сотрудничество со школьными литературными объединениями школ Ермаковского района;

— организация подвоза учащихся из школ района на образовательный процесс Школы русской словесности;

— расширение творческого пространства через привлечение к работе Школы писателей и поэтов Красноярского края, Ермаковского района, библиотек, библиотеки им. В.П. Астафьева, учреждений дополнительного образования детей, редакции газеты «АиФ на Енисее», газеты «Нива», редакции журнала «День и Ночь», учреждений культуры в проведении массовых творческих дел с одаренными детьми: экскурсий, встреч, литературной краеведческой работы.

Организация образовательного процесса.

 

Продолжение документа

Рабочая программа по музейной педагогике для учащихся 1-11 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музейной педагогике

для учащихся

1-11 классов

Руководитель: Варюшкина Наталья Фёдоровна

Пояснительная записка

Каждая отдельно взятая семья – уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровно – родственных отношениях. Клубок семейных проблем, потеря нравственных духовных ценностей семейного образа жизни, уменьшение родственных контактов в семье, разрыв связи поколений характеризуют состояние современной семьи как кризисное. Все это негативно отражается на социализации детей, ведет к распаду семьи, к отходу детей от нее.

С другой стороны остается незыблемым желание детей и подростков жить в дружной благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых. Каждый день приносит в нашу жизнь все новые и новые проблемы, увеличивающие стремление детей к социальному партнерству со старшими или отхода от них.

Возрождение нравственных, духовных ценностей семьи требуют разработки и поиска эффективных путей социального содружества детей и взрослых. Такой путь дружбы и партнерства предлагает наш школьный музей «История одной семьи».

С этой целью была разработана программа «Музейная педагогика», в которую вошли разделы:

1. Семейный архив представляют юные.

2. «Семья вся вместе и душа на месте».

3. Святой мужской союз.

4. «Детострой».

Целью всей программы является:

• утверждение нравственных ценностей

через духовное возрождение семьи;

• создание условий для изучения детьми и подростками опыта поколений воспроизводить семейный образ жизни;

. сотрудничество с государственными и общественными

организациями по вопросам укрепления семьи;

. создание музея «История одной семьи».

На основе интереса к истории семьи, ее родословной создали объединение детей и родителей, которые теперь являются субъектами музейной педагогики. Дети и их родители занимаются поиском своих корней, работают над своим родословием, сохранением семейных обычаев и традиций. Раздел «Семейный архив представляют юные» учит детей вести поиск своих предков, исследовать свою родословную. Особый интерес вызывает подраздел «История семьи в письмах и дневниках». Знакомство ребят с письмами, дневниками, воспоминаниями родных и близких — это и есть средство укрепления семейных и родственных контактов, а также восприятие жизненного опыта старших.

Умение творить игрушки своими руками и рассказывать истории возникновения этого ремесла вызывает особенный интерес у детей. Для школьного музея «История одной семьи» дети приносят удивительные вещицы: корзины, короба, сплетенные дедушкой, колодки для валенок, деревянные ложки — баклуши, деревянную посуду, куклы, сшитые дома своими руками, лоскутные одеяльца бабушек, скатерти — филеи и многое другое, что восхищает самих детей, заставляет их гордиться своими родными. Такие посиделки детей и взрослых в музее являются оптимальной формой семейного досуга и совместного творчества. При этом наше объединение «Музейная педагогика» использует Базу краеведческого Ермаковского музея, сельскую и районную библиотеки, Дом культуры.

В народе говорят: «Первый ребенок — живая игрушка, первый внук — настоящий ребенок». Муж и жена вступают в роль родителей, не накопив еще достаточного жизненного опыта, необходимого для передачи детям. А дедушки и бабушки не только имеют опыт, но и переосмыслили его в житейские мудрости. Народная мудрость гласит: «старики видят и слышат сердцем». Не потому ли именно бабушки — дедушки чаще защищают, лелеют и берегут доброе и доверчивое детство. Уменьшение родственных контактов в семье обрекает детей на одиночество, осложняет отношения детей и родителей. Раздел «Семья вся вместе и душа на месте» помогает ребятам и взрослым возродить народные формы общения в семье: собираем по селу колыбельные, потешки, пестушки, частушки, приговорки, сказки, которые потом сами же ребята оформляют в книжки — малышки или помещают в школьный рукописный журнал «Маленький Пегасик». Это самые эмоциональные встречи в музее «История одной семьи», когда мамы и бабушки, и даже отцы поют и рассказывают народные песни, сказки. Все это содействует сплочению семьи, укрепляет связь поколений.

Воспитательный потенциал семьи хранит в себе тайны «Святого мужского союза» — отца и сына, готовых защищать честь, благополучие матери, женщины, ребенка.

Цель этого раздела: привлечь отцов к занятиям с детьми, активизировать их роль, повысить престиж отцовства. Мудрость в педагогике, в воспитании всегда принадлежала мужчине, но мужской потенциал в воспитании детей реализуется недостаточно.

Раздел «Детострой» знакомит ребят с заповедями народной педагогики: «Юности честное зерцало», семейные архивы, предания, легенды. Задача этого раздела:

• научить ребят находить, хранить и передавать последующим поколениям образцы народной жизни,

• включить ребят в создание «Детостроя» — собственного руководства жизни и поведения в обществе и семье, как способа сохранения национальной культуры.

Школьный музей «История одной семьи» в нашей школе с 14 апреля 2004 года. Музей этот необычен: там нет «застывших стендов». Эпиграф к программе «Музейная педагогика» «Не говори с тоской – их нет, но с благодарностию – были» настраивает сообщество педагогов, детей и родителей Жеблахтинской средней общеобразовательной школы на поиск своих корней, сохранение семейных традиций и обычаев, возрождение нравственных и духовных ценностей семьи.

Ожидаем, что каждый член нашего сообщества внесет свое доброе имя в летопись своего рода, своего народа, своего Отечества.

Методологическая часть программы.

Обоснование актуальности программы.

Начался новый век, но культура по-прежнему не входит в число приоритетов в нашей стране. Проблемы науки, образования, духовности отодвинуты на задний план под давлением экономики и всего, что с этим связано. Что же делать в сложившейся ситуации? Как вернуть ребенка к истокам культуры, к пониманию духовных ценностей, к тому, что хорошо, а что плохо?

Продолжение документа

 

 

Результаты деятельности школы
  1. Устойчивые формы поведения стали потребностью учащихся в разных условиях и ситуациях (к этому мы шли очень долго и продолжаем идти);
    — дети здороваются, уступают место, пропускаю первыми старших в дверь, желают приятного аппетита;
    — хорошо срабатывает на поведенческие навыки школьный почтовый ящик: в течение года дети отправляют друг другу и учителям поздравления с Днем рождения, с праздниками (этому надо учить постоянно). Иногда выражают неудовольствие по какому-либо поводу, но научились делать это необидчиво, аккуратно;
    — особое место в системе духовно-нравственного воспитания занимают традиции школы:
    — 1 сентября каждый класс дарит школе букет цветов с интересным названием;
    — клятва у дуба (очень волнительно), когда одиннадцатиклассники ведут первоклашек к дубу;
    — исполнение гимна школы «Тропинка»;
    — помощь ветеранам войны и труда в течение года;
    — наш школьный спортивный клуб «Здоровячок» стал победителем в номинации «Лучший школьный спортивный клуб» Всероссийского конкурса «Бал школьного спорта»;
  2. Можно использовать в урочной и внеурочной деятельности творческие работы детей и учителей в различных изданиях:
    — журнал «День и Ночь» №11-12 (2004г.);
    — журнал «День и Ночь» №7-8 (2005г.);
    — журнал «День и Ночь» №2 (2008г.)
    — журнал «День и Ночь» №2 (2014г.);
    — журнал «День и Ночь» №2 (2015г.);
    — журнал «День и Ночь» №4 (2015г.);
    — сборник произведений «Чистая купель», выпуск второй (2005г.) (М.О. Саввиных);
    — сборник произведений «Чистая купель», выпуск четвёртый (2007г.) (М.О. Саввиных);
    — сборник стихов старшеклассников «Сполохи» (Ермаковское, 2014);
    — «Книга для чтения по истории села» (продолжается работа над книгой, используется на уроках истории, литературы.
Уроки политического образования

Это не уроки. Это дискуссионные встречи со старшеклассниками. Это разговор по душам учащихся и учителей на злобу дня. Используем газету «Аргументы и Факты», газету «Наш Красноярский край» и интересные телевизионные темы. Встречи проходят один раз в две недели. Может прийти любой ученик, учитель, имеющий что сказать, а может и просто послушать. В этом году прозвучали и обсуждались такие темы:

— «Опять двойка!» («АиФ», №42, 2015);

— «Утомленные чужими» («АиФ», №43, 2015);

— «Родина – это мама!» («АиФ», №42, 2015);

— «Я много знаю и помню» («АиФ», №35, 2015);

— «Если мы сейчас не выдержим напора, сломаемся, Россию расчленят» (писатель Юрий Поляков) («АиФ», №35, 2015);

— «Сибирские дивизии» » («АиФ на Енисее», №47, 2015);

— «Рефлекс умиления» (Александр Григоренко) («Наш Красноярский край», №68/756, 2015);

— «Путешествие на печке (Вячеслав Костиков) («АиФ», №40, 2015);

— «Незваные гости» (Георгий Зотов) («АиФ», №37, 2015);

— «Смертельный укус зеленого змия» (Ирина Андреева) («Наш Красноярский край», №70/758, 2015).

Мы продолжаем работать в этом направлении с учащимися-старшеклассниками. В первую очередь эти дискуссии заставляют учащихся читать, воспитывают умение самостоятельно мыслить, сопротивляться любому зомбированию. Это необходимо в первую очередь. Надеемся, что рассуждения детей пригодятся им на сочинении в 11-ом классе и привьют способность и желание читать прессу.

 

Дата обновления страницы: 03.09.2021

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Июнь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930